Статьи, Информация

Автоматизация


Автоматизировать полив можно с помощью программируемого таймера . Датчик влажности улучшит качество полива.

Флоксы в весеннем саду

Флоксы весеннего цветения делятся на две крупные группы. В первую группу входят типичные горные растения, обитающие в сухих местах и цветущие в наших условиях начиная с середины мая. Во вторую группу относят так называемые рыхлодерновые флоксы, которые начинают цвести с конца мая и продолжают цвести в июне.

В период цветения стелющихся флоксов от белых, розовых, пурпурных, голубых живых ковров невозможно отвести взгляд. Отцветшие куртины флоксов остаются декоративными, к тому же они неприхотливы, достаточно зимостойки. Эти растения просто незаменимы для альпинариев, подпорных стенок, очень эффектны они на пологих склонах, на фоне газона, вдоль дорожек в сочетании с другими многолетниками, луковичными, хвойными. Великолепны стелющиеся флоксы, каскадами спадающие с камней, дополненные куртинками карликовых ирисов, мускари, арабиса, камнеломок. Белоцветковые формы выглядят еще ослепительней рядом с яркоокрашенными - карминово-розовыми, пурпурными, а в сочетании с различными гибридными и видовыми примулами создают неповторимый облик весеннего сада, нарядного и веселого даже в пасмурный день.

Для того чтобы флоксы выглядели естественно в цветнике и соответствовали его стилю, необходимо правильно подбирать виды и сорта, а также сопутствующие многолетники, луковичные и хвойные растения.

Создавая альпинарий, каменистый сад или их фрагменты на каких-либо участках сада или как украшение водоема, необходимо помнить о том, что мы моделируем кусочек живой природы и наш рукотворный ландшафт должен выглядеть естественно. Поэтому, как бы ни были красивы сортовые флоксы, такие, как 'Скарлет Флейм' - оранжево-карминовые, сигнальной окраски или 'Кэнди Стрипс' - белые с ярко-розовой полоской вдоль лепестка, они будут смотреться менее естественно, чем сорта с окраской, близкой к видовой. Нежелательно на одной каменистой горке высаживать много сортов разной окраски. Лучше использовать не более двух цветов, дополняя их разными оттенками основного цвета. Или подбирать виды и сорта флоксов, цветущие в одной гамме, но разных оттенков, дополняя их сортами с белой окраской цветков и другими многолетниками, луковичными, хвойными растениями. Например, в розовых тонах -ф. Дугласа('Rose Cushion'),ф. шиловидный('Vivid', 'Дюймовочка'), лилово-пурпурная обриета, овсяницы или райграс бульбо-носный, розовато-пурпурные армерии, примула Юлии, примула весенняя и т. п. Размер используемых растений и их число зависят от площади оформляемого участка. Хорошо сочетаются пятна стелющихся флоксов от белых до темно- малиново- пурпурных вдоль дорожки, покрытой рваным камнем на фоне карликовых сосен или кедрового стланика.

Редко у нас имеется возможность украсить пейзаж сада большим альпинарием. Подбирая в него растения, нужно помнить, что площадь у него всегда ограничена. Поэтому в этом наборе должны обязательно быть растения, цветущие в разное время - с весны до осени, а также злаки, мелкие хвойные, кустарники. Учитывая срок цветения весенних флоксов, в композиции с ними добавляем растения, цветущие в более поздние сроки и контрастные по фактуре или с листьями, окрашенными в серебристо-серые (карликовые полыни, чистецы, ясколки, анафалисы, эдельвейсы и др.) или бронзово-красноватые тона (живучки, очитки, молодила и др.). Для летнего цветения добавляют астру альпийскую, гвоздику-травянку гвоздику перистую и др., низкорослые колокольчики, горец родственный, герани, вероники, тимьяны, очитки, мак голостебельный, мелколепестники и т. д. Осенью картину оживят безвременники, низкорослые кустарниковые астры с цветками разнообразной окраски, кустарники с осенней яркой окраской листвы - карликовые формы и сорта барбариса Тунберга, спиреи березолистной, карликовые формы спиреи японской, стелющиеся формы кизильников и др. Флоксы между камнями дополняют луковичными, цветущими до или после цветения первых. Это, например, карликовые виды тюльпанов (тюльпаны Бибирштейна, тюльпаны Баталина, тюльпаны Грейга, тюльпаны Кауфмана с некрупными изящными цветками), а также пролески, белоцветники, подснежники, крокусы и др.

Стелющиеся флоксы очень красивы как почвопокровные растения, которые подчеркивают четкую, архитектурную форму более крупных многолетников и злаков в альпинариях, на склонах и площадках, а также у основания подпорных стенок. Например, таких, как бадан, ковыль перистый, овсец вечнозеленый, или невысоких видовых ирисов, луков (лук Кристофа) и др.

Всегда бывает удачным сочетание больших куртин флоксов с можжевельниками, в том числе колонновидной формы, и другими хвойными, также имеющими четкую форму, - карликовыми елями, тсугами, соснами и др.

Более высокие виды -ф. растопыренный, ф. столононосный, ф. прелестный,зацветающие в конце мая - начале июня, предпочтительнее использовать в альпинариях с более теневой или в цветниках с полутенистой ориентацией. На участках с южной ориентацией эти флоксы страдают от перегрева почвы, цветки выгорают и значительно быстрее процветают. Эти флоксы естественно смотрятся в оформлении каскадов, ручьев и водоемов в пейзажном стиле вместе с примулами, купальницами, папоротниками, купенами, дицентрой исключительной и дицентрой изящной, барвинками, медуницами и многими другими растениями.


из книги Е.Константиновой "Флоксы" - М.:"Фитон +" - 2002 г.,
фотографии Константина Александрова

Рододендрон в ботаническом саду г.Санкт-Петербурга

Всего через коллекцию открытого грунта прошло 95 видов, 11 разновидностей и форм рода Rhododendron.

Испытание видов в открытом грунте началось в начале XIX в. и почти всегда шло параллельно с содержанием видов в оранжереях и горшечном арборетуме, что часто затрудняет установление года введения некоторых видов в дендрокол-лекцию парка. Первые сведения о рододендронах в открытом грунте, возможно, относятся к 1816 г. Именно в каталоге этого года перечислены 7 видов рододендрона, которые впоследствии были испытаны в открытом грунте. Однако трудно утверждать, что все 7 видов в 1816 г. могли расти на питомниках, а не в оранжереях. Тем не менее 2 из включенных в каталог видов действительно постоянно представлены в коллекции парка до настоящего времени: R. caucasicum. (? 1816— 2005), R. hirsutum. (1816—2005). Еще 4 вида неоднократно восстанавливались в коллекции, но также растут в открытом грунте до сих пор: R. aureum (= R. chrysanthum Pall.) (?1816—1818, до 1932—1936, 1989—2005), R. camtschaticum. (?1816, 1852, 1891—1936, 1988—2005), R. ponticum. (? 1816—1865,    1905—1941,    1949—2005),    R. dauricum . (? 1816, 1824—2005, с перерывами). 

По сообщению Э. Регеля (1891), начало коллекции вечнозеленых выносливых рододендронов было положено в 50-х гг. XIX в., когда из частного сада на Елагином о-ве в С.-Петербурге был приобретен R. hirsutum . Далее в коллекции появились R. caucasicum и R. chrysanthum. Однако, по записям в каталогах, эти виды в 1857—1858 гг. уже росли в парке на гротах и, следовательно, испытание их в открытом грунте началось значительно раньше. Еще в 1852 г. Ф. Фишер считал, что они могут расти в петербургском климате. Относительно же R. caucasicum В. И. Липский в «Путеводителе по парку...» (1913) пишет, что в парке есть экземпляры, растущие здесь в течение 50—60 лет.

Относительно R. dauricum следует отметить следующее: начиная с 1910 г. в каталогах выделяют зимнезеленую разновидность этого вида (var. atrovirens Edw.,var. sempervirens Sims.), которая в 1952 г. была возведена А. И. Поярковой в ранг вида — R. ledebourii . Возможно, листопадная и зимнезеленая разновидности существовали в коллекции, начиная с 1816 г., одновременно, но не были разделяемы дендрологами Сада. В настоящее время можно лишь предполагать, что R. dauricum L. s. str. выращивался в 1816—1858, 1870—1918, ок. 1935— 1980 гг. (в последние годы был на питомнике), a R. ledebourii (= R. dauricum |3. atrovirens Edw., R. d. var. sempervirens Sims.) — в 1910—1916 (с Байкала), 1930—2005 гг. В 1929 г. рододендрон Ледебура был привезен Е. Г. Победимовой с Алтая и до 1939 г. содержался в горшечном арборетуме. Самый старый экземпляр этого вида рос в парке на альпийской горке (уч. 101) (посадка 30-х гг. XX в.). Из его семян сбора 1948 г. были выращены имеющиеся в настоящее время наиболее крупные кусты на уч. 65, 73, 119. Интересна характеристика R. dauricum, данная Э. Регелем : «В Ботаническом саду R. dahuricum, даже при тщательном прикрытии, не переносил зим, но в некоторых других петербургских садах он их выдерживал» (1862: 475). И здесь же он отмечал, что этот рододендрон цветет в феврале в холодных оранжереях, в безлистном состоянии, т. е. имелся в виду R. dauricum s. str.

Последний из 7 видов каталога 1816 г. — R. minus ., в дальнейшем не отмечался в каталогах открытого грунта вплоть до 1991 г. (1991—2005).

В 1824 г. Ф. Фишер приводит еще 3 вида, из которых R. luteum (=Azalea pontica L., R. flavum G. Don) постоянен в коллекции с 1824 по 2005 г., и R. canadense. (= Rhodora canadensis L.), который восстанавливался в коллекции неоднократно (1824—1852, 1891—1898, 1911—1916, 1939—1941, 1962—1971, 1979—2005). R. nudiflorum ., возможно, в 1824 г. выращивался в оранжереях, а достоверно в открытом грунте появился позднее и на короткий период (1857—1869, ок. 1980). До 1852 г. в открытом грунте стали выращивать R. ferragineum ., которого Ф. Фишер считал «способным к разведению в окрестностях Петербурга» (до 1852—2005). С 1858 по 1864 г. в каталогах упоминается R. f. f. album (D.Don) Zabel (= R.f.i. albiflomm).

Начиная с 1863 г. и до конца XIX в. через коллекцию парка прошли 11 новых видов, большинство из которых испытывались неоднократно и существовали обычно на питомниках от 2—3 до 30—40 и более лет. Нередко растения попадали под аномально суровые зимы и выпадали, однако их удавалось быстро восстановить в коллекции за счет резервов из холодной оранжереи и горшечного арборетума. Некоторые виды выпадали на длительный срок. 7 видов из упомянутых выше имеются в коллекции в настоящее время или были в последнее десятилетие: R. brachycarpum (1870—1941, 1963, 1979—1981, 1989—2005) (введен в культуру К. И. Максимовичем), R. japonicum (= R. molle Miq., R. m. (3. glabrior Miq., R, sinense Maxim.) (1868—1870, 1905—1941, 1959— 2005),  R. macrophyllum   (= R. californicum Hook. f. ) (1891—1898, 1939—1941, 1979—1981, 1991—2005), R. mitternichii . (= R. japonicum С. К. Schneid.) (впервые семена получены от К. И. Максимовича) (1866—1875, 1958—1967, 1991—1995), R. molle (1870—1941, 1966—1971, 1985—1997), R. smirnowii . (1897—1923, до 1937—1941, 1962—1974, 1979—2005), R. viscosum .(1868—1869, 1889—1898, 1911—1923, 1939—1941, 1958—1971, 1991—2005). 

Следующие 3 вида в последние 30 и более лет в коллекции отсутствуют: R. campanulatum (1891—1911, до 1939—1947), R. parvifolium . (= R. parviflorum Middend.) (1874—1898, до 1935—1939), R. ungemii . (1897— 1911, 1940, до 1960—1971). R. glaucum. f. испытывался только в 1863—1864 гг. и, вероятно, оказался незимостойким. С 1873 по 1881 г. в каталогах упоминался R. viscosum (L.) Torr. var. hispidum (Pursh) С. К. Schneid. (= Azalea hispida Pursh).

В течение XX в. испытание видов рододендрона шло возрастающими темпами. Помимо первичного проводилось неоднократное повторное введение в коллекцию видов, выпавших ранее по разным причинам. Можно выделить 4 этапа в этой работе.

1.  Наименьшее число новых видов (8) появилось в коллекции в первые 3 десятилетия, причем почти все эти виды были получены из питомника Регеля—Кессельринга. Два из них оказались наиболее устойчивыми в петербургском климате и сохранились в открытом грунте с перерывами до наших дней: R. mucronulatum .   (= R. dauricum  L.   |3.  mucronulatum (Turcz.)  Maxim.)   (1909—1923,   1958—2005), R. vaseyi A. (1916—1941, 1961—2005). R. lapponicum. известен с 1909 по 1929 г. и более не выращивался. R. racemosum . после 1910—1913 гг. содержался в горшечном арборетуме, испытывался повторно в 1979—1981 гг., но незимостоек. R. lеpidotum (1910—1911) и R. arborescens ( .(1911) погибли в первую же зиму и повторно не выращивались. R. wallichii. f . (= Ledum wallichianum Hook.), растущий в природе в Сиккиме и Гималаях, был в открытом грунте только в 1901—1902 гг.

Время нахождения в коллекции R. grande (= R. longifolium Nutt, R. wilsonii Nutt.) (1924, до 1937—1940) и R. x kosterianum . (R. japonicum x R. molle) (плодоносил в 1932 г.) более точно установить не удалось.

2.  Большой объем работы по испытанию рододендронов в открытом грунте был проведен в 30-х — начале 40-х гг. XX в.(куратор парка В. В. Уханов). К 1935 г. в парке насчитывалось 16 видов. Именно с этих лет, вероятно, следует считать на уч. 117—118 в парке наличие R. x gandavense (R. luteum x R. mortieri) (до 1934—2005) и R. x myrtifolium (R. hirsutum x R. minus) (до 1934—2005), которые ранее не выделялись в качестве самостоятельных видов (входили в состав соответственно R. luteum и R. hirsutum) и были идентифицированы только в конце 70-х гг.

В этот же период были испытаны R. parvifolium f. alpina. (до 1928—1936), R. hirsutum f. albiflorum (до 1932— 1934), R. calendulaceum. (до 1935—1940, 1960— 1971).

Массовое испытание на уч. 118 (на грядах) было проведено в 1939—1941 гг. Для посадки в открытый грунт были отобраны из горшечной культуры 28 видов (12 — наиболее перспективных), другие выращены из семян, полученных от оранжерейных растений Сада и из Кью, Эдинбурга и Дрездена. Всего были высажены растения 37 видов (из них 9 уже имевшихся в парке).Растения 11 видов погибли после первой зимы 1939/40 г.: R. rigidum Franch., R. hemitrichotum Balf. f. et Forrest, R. micranthum Turcz., R. davidsonianum Rehder et E. H. Wilson, R. oreotrephes W. W. Smith, R. prunifolium (Small) Millais, R. decorum Franch., R. fulgens Hook., R. ungernii Trautv., R. polyandrum Hutch., R. rubiginosum Franch. 

Большая часть видов просуществовала с 1939 по 1941 г.: R. x cunninghamii T. Moore (R. arboreum x R. maximum), R. desquamatum Balf. f. et Forrest (= R. stenoplastum Balf. f. et Forrest), R. fargesi Franch., R. hormophorum Balf. f. et Forrest, R. houlstonii Hemsl. et E. H. Wilson, R. lutescens Franch., R. mollicomum I. B. Balf. et W. W. Smith, R. concinnum Hemsl. var. lepidanthum (Rehder et E. H. Wilson) Rehder (= R. pseudoyonthinum Balf. f.), R. wardii W. W. Smith (= R. oresterum Balf. f. et Forrest). 

С 1939 г. следует считать в коллекции R. arboreum (= R. cinnamomeumWa.il.) (1939— 1947), R. catawbiense . (1939—1941, 1946—1947, 1962— 1971, 1979—2005), R. maximum. (1939—1941, 1962—1967, 1979—2005), R. rubiginosum . (1939—1940, 1978—1997), R. schlippenbachii . (1938—1940, 1960—1974, 1978—2005), R. searsiae (до 1939—1941, 1986—1997), R. yunnanense . (= R. chartaphyllum Franch., R. aechmophyllum Balf. f. et Forrest) (1939—1941, 1966—1970, 1979—1981). Параллельно с испытанием рододендронов в открытом грунте в 1939 г. для опытной зимовки в холодной оранжерее № 25 и в погребе были отобраны растения 34 видов. В 1940 г. в оранжерее № 25 зимовало около 50 видов. Результаты этого эксперимента нам не известны.

3.  Следующий этап в испытании рододендронов в парке и на питомниках приходится на 50—60-е гг., когда шло восстановление коллекции, пострадавшей в годы Великой Отечественной  войны.  Куратором коллекции Б. Н. Замятниным было испытано 14 новых таксонов и 20 видов повторно. Новые виды, разновидности и формы: R. ambiguum. (1962— 2005, упоминался плодоносящим в 1939 г., но, вероятно, в оранжерее), R. augustini. (1968—1971, 1991—1997), R. carolinianum (1962—1967, 1979—1988, 1991—1997), R. concinnum.    (1962—2005),  R. japonicum var.  aureum (1966—2005), R. x luscombeanum. (R. fortunei x R. thomsoni) ('x Luscombei') (1966—1971), R. micranthum . (1958—1986, 1991—1997),   R. mucronatum   (  f. ametistinum (1960—1962), R. obtusum . (1960— 1968, 1983—2005), R. o. var. kaempheri (= R. kaempheri Planch.) (1966—1967, 1995—1997), R. poukhanense. ( — R. yedoense Maxim, poukhanense (Levl.) Nakai) (1962—1971,  1984—1986,  1996—1997), R. purdomii (1962—1974), R. yedoense.   (1963—1969). R. griffithianum (1967) оказался незимостойким. В 60-х гг. был высажен в парк R. ponticum f. album (предварительно долго рос на питомнике), существовал до 2002 г.

4.  К 1970 г. в парке и на питомнике насчитывалось 25 видов, 2 разновидности и 1 форма рододендронов. Испытание рододендронов продолжила А. В. Холопова, трудами которой за более чем четверть века через питомник прошли 26 новых видов и одна форма. Растения 24 видов выращивались повторно, т.е. фактически восстанавливались в коллекции, причем нередко после небольшого перерыва. 8 из новых видов отмечались на питомнике тольков 1979—1981 гг. и более не испытывались, вероятно, оказавшись незимостойкими: R. auritum Tagg.,    R. chapmanii   A. Gray,    R. davidsonianum   Rehder   et E.H.Wilson   (= R. charianthum   Hutch.),   R. discolor   Franch., R. erubescens Hutch., R. insigne Hemsl. et E. H. Wilson, R. oleifolium Franch., R. pubescens Balf. f. et Forrest. R. mssatum ,после 1979—1981 гг. вновь был высажен на питомник в 1999 г. Недолговечным оказался R. tschonoskii . (1984—1986). Вероятно, не выдержал ни одной зимовки R. simsii. (1986). Более длительное время были в коллекции, а некоторые растут и до сих пор, следующие 17 видов: R. aeruginosum (1988—2005), R. albrechtii . (1979—1981, 1990—2005), R. atlanticum (1980—1988), R. calophytum . (1989—1997), R. campylocarpum (1989—1997), R. degronianum (1991—1997), R. fortunei. (1977—2002), R. x halense (R. ferrugineum x R. hirsutum) (= R. intermedium Tausch.) (1991—1997; 1913 r. — горш. арб.), R. makinoi. (1990—2005), R. minus. (1991—2005), R. morii (1988—2005), R. oreodoxa . (1994—2005), R. prostratum (1998—2005), R. reticulatumf. (= R. dilatatum Miq.) (1984—1988), R. sichotense. (1980— 2005), R. thomsonii. f. (1991—1997), R. tosaense (1988—1997). В 2002 г. в коллекции упоминается R. canadense f. albiflorum , в 2005 г. — R. discolor.

Rhodothamnus chamaecistus (= Rhododendron chamaecistus L.) впервые упоминается в каталоге 1816 г. Возможно, был в открытом грунте в 40-х гг. XIX в., но достоверно выращивался в 1872 г. на альпинарии, в 1879—1881 гг. — в парке, в 1908 г. был получен из питомника Регеля—Кессельринга и имелся в коллекции до 1940 г.

По В. И. Липскому и К. К. Мейсснеру (1913/1915), С.-Петербургским ботаническим садом были введены в культуру 9 видов (R. brachycarpum, R. caucasicum, R. chrysanthum, R. dauricum, R. camtschaticum, R. parvifolium, R. sinense Sweet var. mollis, R. smirnowii, R. ungernii). Однако, по нашим данным, в открытом грунте они появились значительно позднее, чем указывает А. Редер (1949), кроме R. parvifolium. Вероятно, данные В. И. Липского и К. К. Мейсснера относятся к оранжерейным растениям.


Монарда
Тюльпаны
Тимьян
Петуния
Сидальцея
Ринопеталюм узкопыльниковый
Сальвиния
Вьющиеся розы
Лилия
Цинанхум